Досудебное урегулирование споров
С претензиями и спорами может столкнуться любое
предприятие, так как в процессе хозяйственной деятельности случаются ситуации, когда
одна организация нарушает права и интересы другой. Это может произойти в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, в случае причинения вреда и
т.д. Большинство таких ситуаций
разрешаются в досудебном порядке.
Досудебное
урегулирование споров представляет собой процедуру самостоятельного (без
обращения в суд) разрешения спорных ситуаций, возникающих между сторонами
гражданско-правовых отношений, а также между субъектами предпринимательской
деятельности и контролирующими органами.
Данная
процедура предполагает урегулирование спорных ситуаций на основе принципов
согласия, сотрудничества и взаимных уступок путем переговоров, встреч и обмена
письмами.
Подобный
способ урегулирования наиболее оптимален для сторон, поскольку не сопряжен с
обращением в суды, государственные органы исполнительной власти и не связан с
применением принуждения (по крайней мере, государственного).
Именно
поэтому важно квалифицированно провести переговоры, убедить контрагента в
некорректности, а порой и незаконности его действий, а также разъяснить их
возможные негативные последствия.
Направление
претензии является эффективным способом досудебного урегулирования спора.
Можно
долго и безрезультатно вести переговоры с нежелающим исполнять свои
обязательства контрагентом, однако грамотно составленное письмо, с подробным
описанием всех последствий дальнейших действий потерпевшей стороны, с
математическими расчетами стоимости исковых требований, очень часто способно
творить чудеса - заставить контрагента изменить свое мнение о сложившейся
ситуации и урегулировать спор, защитив Ваши интересы.
От того, как юридически грамотно написана и обоснована претензия, обычно зависит, насколько серьезно она
будет воспринята нарушителем и, соответственно, насколько полно и быстро претензия
будет удовлетворена и содержащиеся в ней требования исполнены. Соответственно для организации, направляющей
претензию, важно привлечь квалифицированного юридического консультанта еще на
стадии подготовки текста претензии и проработки доказательственной базы.
Юридически
грамотно составленная претензия покажет серьезность Ваших намерений и возможно
позволит избежать судебного разбирательства.
При этом организация может как направлять
претензии, так и получать претензии от других организаций.
Для организации, получившей претензию, в свою
очередь, важно проверить и оценить степень обоснованности, доказанности
аргументов и требований, содержащихся в претензии, оценить судебную перспективу
этой претензии в случае оставления ее без удовлетворения, то есть
вероятность удовлетворения заявленных требований и то, насколько они могут быть
удовлетворены. Без опеделенного
юридического опыта решение этой задачи может стать затруднительным.
По моему
опыту, успех переговоров во многом зависит от осведомленности сторон о правовых
рисках, документальной обоснованности их позиций и продуманности аргументов.
Такой подход оправдывает себя, так как требует меньших затрат, сокращает время
разбирательства, снижает финансовые риски и сохраняет деловые отношения.
Я помогу
Вам предотвратить возникновение спора и разрешить уже возникший.
Я предлагаю, в частности, следующие предупредительные меры по предотвращению различных проблем правового характера между хозяйствующими субъектами:
- консультации относительно порядка оформления правоотношений с контрагентами;
- разработка и экспертиза юридически-значимых документов (договоров, соглашений, протоколов разногласий).
Следует помнить,
что действующим законодательством Республики Беларусь для отдельных правоотношений,
существует обязательный досудебный порядок урегулирование споров.
Так же
соблюдение претензионного порядка может быть предусмотрено договором,
дополнительным соглашением к договору.
Например,
в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь,
требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в
суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или
расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или
установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в
тридцатидневный срок.
Согласно статьей 160
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь к исковому заявлению
прилагаются документы, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного)
порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено
законодательными актами для данной категории споров или договором.
Таким
образом, в случае предусмотренного законом обязательного порядка досудебного
урегулирования споров, мало что зависит от воли сторон: если к иску не
приложить доказательства, что такой порядок был соблюден, заявление не будет
принято к производству. Более того, нельзя направить претензию контрагенту и
тут же обратиться в суд. Как правило, в договоре оговаривается срок для
рассмотрения претензии (чаще всего 30 дней), лишь по истечении которого можно
подавать исковое заявление. Если же срок договором не предусмотрен, то все равно
нужно выждать разумное время для того, чтобы должник успел рассмотреть ваши
требования и подготовить на них аргументированный ответ или проигнорировать.
Если же
ни законом, ни договором не предусмотрена необходимость соблюдения порядка
досудебного урегулирования спора, то тут уже все зависит от обстоятельств и
воли кредитора.
В одних
случаях разумнее всего все же попробовать договориться без суда. Ведь за
обращение с исковым заявлением придется платить пошлину. Кроме того, иск надо
правильно оформить, приложить все необходимые документы, уведомить ответчика,
осуществить явку представителя в судебное заседание.
Также,
иногда просто не хочется портить отношения с партнером. Ведь тот может
исправить ситуацию добровольно и с ним можно будет дальше спокойно и продуктивно
работать.
В других
случаях досудебное урегулирование споров может обернуться только потерей времени,
а, в конечном счете, и денег.
Таким
образом, выбирать каким путем идти: воспользоваться ли возможностями
досудебного урегулирования споров или же сразу подавать исковое заявление,
нужно исходя из каждой конкретной ситуации и обстоятельств дела.
Я в
рамках досудебного урегулирования спора:
- окажу содействие в процессе заключения, исполнения или прекращения договора;
- изучу суть спора, проработаю ситуацию и дам заключение о целесообразности и возможности направления претензии;
- построю стратегию поведения;
- подготовлю претензию Вашему контрагенту (с расчетом причиненных Вам убытков, а также сумм пени, штрафов и процентов за пользование чужими денежными средствами),
- подготовлю ответ на претензию Вашего кредитора (поставщика),
- дам прогноз в случае судебного разбирательства;
- предложу способы урегулирования спора;
- приму участие в переговорах, связанных с обсуждением направленной/полученной претензии;
- осуществлю документальное оформление достигнутых договоренностей;
- иные действия, связанные с претензионным порядком урегулирования спора.
Вам нужен адвокат? Можете обратиться ко мне:
- позвонив: +375 (29) 624-10-33 +375 (33) 334-10-33 +375 (17) 335-25-29
- написав: dr.lawyer@inbox.ru
- через skype: advocatby